Приветствую Вас Гость | Вход | Регистрация

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

ВАЖНО!

Версия для слабовидящих

Онлайн-опрос

Внимание!!! Онлайн-опрос

для получателей образовательных услуг

Уважаемые родители! В МБОУ СОШ №43 проводится онлайн-опрос «Независимая оценка качества образовательной деятельности организации».

  Перейти к опросу >>>     См. результаты

Поиск

Полезные ресурсы

Делимся опытом » Емельянова Марина Алексеевна


Главная » Делимся опытом » Емельянова Марина Алексеевна

Технологии достижения образовательных результатов ФГОС
Скачать с сервера (1.04 Mb) 08.03.2015, 17:07

 Тема: «Технологии, способствующие осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма в рамках проведения урока по ФГОС».

СЛАЙД 1

          Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

         Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед  учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

        На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется речевой деятельности, развитию навыков говорения, слушания, чтения, письма. СЛАЙД 2

От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе. Не секрет, что современные дети не любят читать. Как заинтересовать чтением ребят? Как помочь им войти в прекрасный мир художественной литературы? Ответ на эти вопросы я нахожу, используя на уроках литературы различные виды чтения: просмотровое, изучающее, поисковое, ознакомительное.

      Особенно интересной и эффективной я считаю   технологию продуктивного чтения. СЛАЙД 3.

Технология продуктивного чтения.

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Традиционный урок Продуктивное чтение
1.До чтения.

Учитель готовит к восприятию текста. Например, «Сегодня я вам расскажу о писателе…» или «Сегодня узнаем о…»

1.До чтения.

Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст по его названию?  А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению.

2.Во время чтения.

Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают.

2.Во время чтения. «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем по тексту». Возникает читательская интерпретация.
3. После чтения.

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст.

3.После чтения.

Беседуем и уточняем позицию автора. Ученики сами составляют вопросы по тексту (возможна групповая работа).

Такую технологию я применяла при изучении некоторых произведений, предложенных в учебнике Коровиной.

Остановлюсь подробнее на продуктивном чтении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

1этап. До чтения.

(на доске портрет Л.Н.Толстого) СЛАЙД 4

Учитель:

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?

- Прочитайте название рассказа. Предположите, о чём этот текст по его названию?

- А иллюстрации подтверждают это? СЛАЙД 5

2 этап. Во время чтения.

Учитель:

- Начинаем чтение рассказа (до слов «…а в середине едет народ»).

(Читают подготовленные ученики,  как вариант – чтение  цепочкой по предложению, по абзацу).

Учитель:

- А сейчас давайте обратимся к автору рассказа Л.Н.Толстому. Чтобы вы хотели спросить у него о дальнейших событиях его произведения?

(дети задают вопросы и сами дают ответы – предположения).

- Продолжим чтение и проверим ваши предположения.

3 этап. После чтения.

Составьте  вопросы по прочитанному тексту, чтобы проверить внимательность своих одноклассников. Узнаем, кто же у нас лучше всех запомнил события, описанные в первой части рассказа.

(дети задают вопросы друг другу, учитель корректирует ответы).

      Слушание -- разновидность речевой деятельности, тесно связанная с процессами чтения, говорения и письма. В школе слушание -- один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому  уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей , записи на учебных дисках. Серьезное внимание, я считаю, нужно уделять культуре поведения при слушании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьет другого и легче его поймет, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела, и т. д. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т. е. его культура. Как показала моя практическая деятельность, навыки слушания и говорения  развиваются  в процессе использования проектной технологии. СЛАЙД 6

      Например, на уроках литературы ребята в 5 классе создавали такие проекты, как  «Книжка-малышка по УНТ», «Викторина по произведению», «Мой кроссворд», «Творчество С.Есенина в рисунках», «Моя сказка» и другие.  Ребята готовили индивидуальные проекты и выступали перед всем классом. И от того как их слушали одноклассники,  во многом зависел успех проекта и оценка, которую (согласно требованиям ФГОС) давали сами ученики. Роль учителя на таких публичных защитах проектов сводится  к минимуму: контролировать общий ход слушаний.

    Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь процессов чтения, говорения, письма. Созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Особое место в развитии навыков речевой деятельности принадлежит работе с текстом. Существует большое количество форм такой работы.

Это и

- синтаксические пятиминутки

- включи воображение

- напиши подробно

-дополнительные задания к диктанту

- составление опорных схем, таблиц, алгоритмов и т.д.

На последней  форме работы с текстом хочу остановиться подробнее.

Составление опорной схемы по теме «Имя существительное как часть речи».

СЛАЙД

Учитель:

- К какой части речи принадлежат слова дом, книга, школа, ученик, мама?

- Именно эта часть речи станет нашей основной опорой в построении опорной схемы. Возьмите цветные карандаши, ручки. Нарисуйте ключевую букву схемы. Почему это буква С? Итак, начинаем строить схему. Начертите в разные стороны три стрелки.

- Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

- У имени существительного есть свои морфологические признаки, которые помогают отличить его от других частей речи. Они бывают постоянными и непостоянными. Перед вами карточки-подсказки с заданиями. Выполнив задания, вы узнаете признаки существительных и внесёте их в схему. СЛАЙД

Задание 1.

Почему данные существительные распределены на две группы?

Россия                                        окно

Кубань                                        река

Краснодар                                  туча

Виктор                                        девочка

- Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы? Они обозначают единичные предметы.

А остальные?

- Значит, существительное может быть собственным или нарицательным. Это постоянный признак.

Задание 2.

Распределите  существительные на две группы.

Мама, стол, кошка, учебник, телефон, мальчик, река, спортсмен.

Кто? Что?

 

 

 

- Как называются существительные, отвечающие на вопрос КТО? На вопрос ЧТО?

- Одушевлённость, неодушевлённость – это ещё один постоянный признак существительных.

Задание 3.

Определите род существительных.

День, звезда, кофе, лист, шапка, солнце, закат, заря, тушь, какао.

- Назовите ещё один постоянный признак существительного. (род)

Задание 4.

Дополните таблицу.

1 склонение 2 склонение  
мужской и женский род   женский род
   - О,  - Е, нулевое Нулевое, с ь на конце
Папа, дядя, улица. Яблоко,  солнце, конь.  

 

- Назовите последний постоянный признак существительного. (склонение).

- А непостоянных признаков у существительного два. Кто догадался, какие это признаки? Как может изменяться имя существительное? ( по числам и падежам).

- Укажите морфологические признаки в своих схемах.

- Какими членами предложения может быть существительное? Посмотрите на графическое изображение членов предложения на доске и назовите их. Оформите в своих тетрадях.

-А сейчас попробуйте сформулировать правило о существительном, опираясь на схему.

Ученики самостоятельно формулируют правило об имени существительном, после этого читают подобное правило в учебнике и проводят сравнительный анализ, отвечая на вопрос: «В каком случае вы получили больше информации об изучаемой части речи.

Подобное изучение правил я провожу и в других классах. Например, «Имя прилагательное», «Наречие» в 6 классе. СЛАЙД

     Совершенно очевидно, что навыки аккуратного и грамотного письма развиваются  прежде всего на уроках русского языка. И чтобы урок не превратился в скучное переписывание текстов и выполнение неинтересных упражнений, я широко использую игровые технологии. В 5 классе это особенно актуально и  связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Моя задача в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов  русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю  почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.       

        

На уроках русского языка я использую разного вида игровые задания. Это решение кроссвордов, «Четвертое лишнее», Составь слово, восстанови слово, фразу, предложение; анаграммы, ребусы и т.д. Нередко эти задания даются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, то есть по уровням сложности. Такая работа проходит по определенным правилам.

 

           Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

      Каждый урок русского языка и литературы для меня не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития у учащихся процессов слушания, говорения, письма, чтения, поиск новых методов и технологий, поэтому моя методическая копилка постоянно пополняется.

     Завершить своё выступление хочу такими словами:

Ещё 2400 лет назад китайский учёный Конфуций говорил:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я понимаю.

То, что я делаю, я помню.

Сегодня мы можем добавить к словам Конфуция следующее утверждение:

Когда я слышу, вижу, обсуждаю, делаю,

Я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания других,

Я становлюсь мастером.

Я считаю, что уроки в системе ФГОС помогут и учителю, и ученикам стать настоящими мастерами.

Категория: Емельянова Марина Алексеевна | Добавил: kolesnik39
Просмотров: 311 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0