Приветствую Вас Гость | Вход | Регистрация

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

ВАЖНО!

Версия для слабовидящих

Онлайн-опрос

Внимание!!! Онлайн-опрос

для получателей образовательных услуг

Уважаемые родители! В МБОУ СОШ №43 проводится онлайн-опрос «Независимая оценка качества образовательной деятельности организации».

  Перейти к опросу >>>     См. результаты

Поиск

Полезные ресурсы

Делимся опытом » Гребинюк Людмила Алексеевна


Главная » Делимся опытом » Гребинюк Людмила Алексеевна

Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в 19 веке
Скачать с сервера (3.53Mb) 08.03.2015, 20:27

Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в 19 веке

 

 Цель урока: Познакомить учащихся с образовательным и культурным уровнем жителей  Кубани в XIX в.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление учащихся.

2.  Привлечь учащихся к самостоятельному поиску дополнительного материала в  подготовке   к    занятиям.

3.  Закрепить полученные знания.

 

Ход урока:

Слайд1             1.      Организационный момент.

                            2.      Повторение ранее изученного материала.

 Ребята, прежде чем мы с вами преступим к изучению новой темы, давайте немного вспомним пройденное ранее. Итак, Екатерина даровала земли Кубани  черноморскому казачьему войску…

  1. А вы помните, почему войско называли черноморским?
  2. Какую цель при передаче земли императрица преследовала в первую очередь?
  3. Основной род занятий черноморских казаков? (земледелие, рыболовство)
  4. Назовите дату и место высадки первой партии черноморцев на Кубани?

Замечательно, вы прекрасно помните материал, пройденный ранее. А теперь попробуйте угадать ключевые слова нашей сегодняшней темы:

Слайд2                ЗЕБОАРОИНАВ     и АЛУРЬТКУ  

Правильно,  образование и культура- это и есть ключевые слова нашей темы, которая звучит так:

Слайд3  «Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в 19 веке»

Кубань! Как много слилось в этом слове… Два слога…Так и слышится в них звон колоколов первых православных храмов, появившихся в этих краях еще в далёкие времена.

Слайд4 Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков, тоскливым голосом куликов, настойчивым призывом перепелов по весне. Как не вспомнить и щебетание ласточки над крышей родительского дома, и всплеск крыльев белых лебедей на степной речке.

Рядом с полем дремлют скифские курганы. Пусть не такие высокие, как прежде, в недавнем ХIХ веке, когда почти на каждом из них около станицы стояла ветряная мельница.

Но и теперь, когда их постепенно оттесняют могучие опоры линий электропередач, все еще сохраняют свой царственный вид.

Встают перед глазами страницы истории древнего края, где ближние и дальние времена, старое и новое переплелись, дополняя друг друга, обостряя нашу любовь к родной земле.

 

Как отличить кубанца (с ударением на последнем слоге) от обычного кубанца (с ударением на втором слоге)?  Да элементарно. Задайте ему любой интересующий вас вопрос и получите исчерпывающий ответ, из которого не поймете ни слова.

Послушайте, например, диалог характерный для кубанской станицы. Представьте, что вы водитель и у вас сломалась машина. Вы заезжаете в ближайшую станицу и задаете вопрос первому встречному станичнику:

- Где тут можно найти СТО?

Исполненный достоинства собеседник радушно вам  помашет рукой:

- Оце пид гору до базарю, там повэрнэшь, трохи проидыш до хаты головы, вылыка така, и перелаз рудый, а биля ёго - сельпо. Зайдэшь у сельпо - спытай в Нюрки, дэ йии мужик. Ии Мыкола  дэржэ, а  вин у нас пэрший механик и в кишечках разумие.

Вы что-нибудь поняли? Если же все это сказать на литературном языке, то сразу все станет на свои места.

- Поезжайте вниз до рынка. Поверните и следуйте до дома председателя сельсовета (колхоза) - большой, за красным забором. Возле него - магазин. Спросите у продавщицы Анны, как найти ее мужа. Она замужем за Николаем, а он у нас лучший автослесарь, любую машину может починить.

Так кто же такой кубанец?

Это человек, который никогда не ответит вам отказом. Но и откровенности от него сразу ждать не стоит. На любой свой вопрос вы получите пять вопросов, и только ответив на все, удостоитесь ответа. Не потому, что люди на Кубани слишком любопытны. И не оттого, что им нечего делать. Просто они - казаки. Жители пограничья. А значит, не доверяют чужакам. Больше всего на свете эти люди любят покой и волю. Достаток. Порядок. Работу. Здесь, возле любой обитаемой хибары, разбит огород, посажен сад и обязательно все обнесено заборчиками. Жить на Кубани и не любить этот удивительный, благословенный край нельзя. И это мы еще раз докажем на нашем уроке, изучив культуру Кубани XIX века.

                  Нэ журиця пани браты,

Що бросаим ридни хаты.

                  Тэпэр у пас Кубань — маты

                  Будем еи  засыляты.

Так пели в конце XVIII в., переселяясь на Кубань, казаки. 

Слайд5 Переселившись, они думали не только о хозяйственном благоустройстве, но и об образовании детей. По сведениям знатока истории казачества — Федора Андреевича Щербины — уже в 1794 г. в курене Пластуновском пытались учить детей грамоте. Но появление учебных заведений на Кубани следует датировать 1803 г.

В этом году на частные пожертвования в Екатеринодаре была открыта казачья школа, преобразованная вскоре в войсковое училище.

Во главе его стал выдающийся просветитель Черномории Кирилл Васильевич РОссинский

Слайд6

ВОПРОС: найдите в тексте учебника на стр 103 открытию ещё каких заведений способствовал Россинский?(ответ)

По положению все казаки призывного возраста должны были знать грамоту, поэтому мальчики из казачьих семей обычно какое-то время посещали школу. Но на обучение в училище казаки смотрели довольно прозаически: едва научатся читать и писать, как немедленно стремятся на службу и уходят из школы. Грамотный и красивый почерк особенно ценился; это способствовало продвижению по службе и щедро оплачивалось.
слайд7   (карта)   К 1810 г. в Черномории уже было 10 приходских школ и одно войсковое училище. Эти школы были как огоньки надежды на жизнь, обогащенную знаниями. Станицы, где были открыты первые школы: Брюховецкая,  Гривенская,  Роговская, Медведовская, Кущевская, Екатеринодар.

ВОПРОС: Сколько было классов и Чему учили в казачьих школах и гимназиях?(стр 107)

В начальной школе дети казаков изучали духовно-славянскую грамоту, читали Часослов, упражнялись в письме.

В гимназии учебный план предусматривал преподавание Закона Божьего, Российской грамматики, географии,  истории, статистики, математики, физики, латинского, немецкого и французского языков, а также рисования.

ВОПРОС: Как вы считаете, были ли нужны эти науки казакам?

 

По окончании этого среднего учебного заведения учащиеся, удостоившиеся похвального аттестата, при поступлении на государственную службу производились: рядовые дворяне в первый официальный чин через один год, дети дворян - через три года, прочие через пять лет действительной службы, что еще раз подтверждало наличие многочисленных привилегий дворянства в условиях абсолютистского государства.
Открытие  учебных заведений представляло собой заметный качественный скачок от фактического отсутствия определенной образовательной системы к началу ее целенаправленного строительства. В этом отношении Черномория обогнала даже соседнюю, более заселенную, благоустроенную и находившуюся на значительном удалении от приграничной зоны с ее непрекращающимися боевыми стычками с горцами, область войска Донского, где существовало только три приходских училища.

Слабый уровень образованности вообще в России, и в особенности на окраинах государства, приводил к тому, что найти подготовленных учителей было крайне сложно, а порой и просто невозможно. Те же, кто изъявлял желание работать на стезе народного просвещения, не всегда имели профессиональную подготовку. Бывали случаи, когда место наставника занимал один из способных учеников "за неимением никого к замещению", как это было в апреле 1810 года в Екатеринодарском училище.
Однако существование учебных заведений зависело только от частных пожертвований, поэтому , по словам Россинского, «приходские училища, а особенно учителя, лишались способов к своему содержанию, доведённые  до последней крайности»

Поэтому рост учебных заведений шёл с перерывами в их функционировании.

Слайд 8 В 1819г-11 уч.заведений

                   1835-5

                   1860-11

Но численность уч-ся непрерывно росла: к 1860г-648 чел

АДЫГИ

В адыгском обществе, не знающем письменности, школы имелись, в основном, при медресе. В них роль педагогов исполняли муллы. Читать и писать дети учились на турецком  языке.

Отбор детей горцев для обучения в российских учебных заведениях осуществлялся по специальным правилам. Во-первых, претенденты должны быть не моложе 6 и не старше 13 лет, а, во-вторых, и это главное, "все они должны быть детьми князей, первостепенных узденей и почетных мусульман, кои пользуются между единоплеменниками особым уважением, доказать на опыте преданность нашему правительству.» То есть применительно к горцам действовал общероссийский сословный принцип, представлявший привилегии для верхушки адыгского общества.

Слайд 9 Некоторые выдающиеся адыгские просветители XIX века своим образованием обязаны Кубанской гимназии.

Историк и фольклорист  Крым-Гирей Инатов окончил пансион для детей горцев при Кубанской войсковой гимназии, и был зачислен в Петербургский императорский университет .

Историк и писатель Султан Хан-Гирей выпускник Петербургского кадетского корпуса.

Выпускником Ставропольской гимназии являлся писатель-просветитель  Адиль-Гирей Кешев, впоследствии тоже окончивший Петербургский университет.

Яркий след в истории адыгского просветительства оставил Шора Ногмов-писатель, филолог, историк.


Новый этап школьного строительства начинается после отмены крепостного права и окончания Кавказской войны . И уже через 5 лет число школ в Кубанской области увеличилось в 5 раз, т.е школ-217, а уч-ся 6944чел. В 1863г открыто в Екатеринодаре Кубанское Мариинское училище, второе после мужской гимназии среднее учебное заведе ние.

К началу 80-х годов 19в в каждой станице имелось одно учебное заведение, отсутствовали школы только в 15 малолюдных посёлках.

Число школ росло, а учителей не хватало. В 1872г в ст.Павловской начинает действовать Кубанская учительская семинария. Проводятся и учительские съезды, т.е. курсы повышения квалификации. Действуют семинарии в Майкопе, ст. Бесскорбной и Баталпашинской, а так же пед.классы при Екатеринодарском 6-классном училище и пед.курсы в ряде городских училищ.

Учительские семинарии готовили педагогов уровня начальной школы. Дисциплины общеобразовательного цикла изучались слушателями семинарий в объёме, не намного превосходящем  программу 2-хклассного начального училища.

Слайд 10 (карта) Однако к концу 19-началу 20в на Кубани сложилась сеть пед. Учебных заведений: 4 учительские семинарии, Мариинский женский институт, Майкопский учительский институт. Но примерно половина кубанского учительства в тот период была представлена лицами, имевшими слабую подготовку.

Слайд11 К концу 19 века грамотность населения оставалась невысокой. Перепись 1897г показала, что в Кубанской области число грамотных-15,1 %, (мужчин-24,2, женщин-5,3)Меньше всего грамотных среди горцев:7 % мужчин и 4,5 % женщин
БИБЛИОТЕКИ

После переселения черноморских казаков на Кубань войсковое правительство обратилось  к властям с просьбой . Что это за просьба?(стр 108)

о перевозе в Черноморию библиотеки Киево-Межегорского монастыря, что и было исполнено в 1804г.

Монастырские книги и составили основу  библиотеки Черноморского войскового училища, а затем гимназии.

Слайд 12   В 1843г созданы библиотеки в 20 укреплениях Черноморской береговой линии.

Первая общественная библиотека основана в Новороссийске в1844г.Пользоваться книгами могли не только военнослужащие, но и «лица разных сословий» за определённую плату.

1879г-библиотека Кубанского областного статистического комитета-её задача-предоставление каждому исследователю местной жизни соответствующую литературу. Комплектовалась за счёт книгообмена. Библиотека ОЛИКО (созд 1897г)-имела те же принципы.

Екатеринодарская публичная библиотека открыта к 100-летию А.С.Пушкина

Музеи

Слайд 13   Первый историко-краеведческий музей создан в 1864г в станице Ключевой при участии Ивана Деомидовича Попко.

Попко в своём обращении к начальникам станиц подчёркивал, «что нашёл полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами». В мае 1867г псекупский музей уже состоял из трёх отделений.К сожалению, упразднение должности командира Псекупского полка привело к ликвидации штаб-квартиры и музей оказался бесхозным. Дальнейшая судьба экспонатов неизвестна.

ВОПРОС: А как же выглядел дом кубанского казака XIX в. Как и из чего его строили?

Слайд 14 Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин — 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух-  или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата». Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строили турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома закапывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину вперемешку с соло мой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку — «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз). Была еще и четвертая мазка — «вихтювання». Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось».

Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение  (все это сопровождалось песнями).

Есть ещё один способ постройки казачьей хаты. Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман), а затем из него уже строили хату и дальше всю постройку мазали и белили.

Запись в тетрадь понятий:

Аршин – 71 сантиметр

Саман – кирпич из глины и соломы

 

 

Слово учителя:

Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэчики), чавуны для приготовления борща, скрыня, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.

Слайд 15 Очень много экспонатов, которые нам расскажут о быте кубанцев, находится в нашем виртуальном музее, с экспозициями которого мы сегодня с вами познакомимся.

ВОПРОС:А как же одевались казаки на Кубани?

В начале XIX в. единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями— напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка — верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные — парадные и серые — повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Казачки не были исключением.

Традиционный женский костюм — юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка — «спидныця». Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался«шлычкой», маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевики, сафьяновые сапожки.

 

Мы познакомились с одеждой и бытом казаков, но в жизни казаков на Кубани огромную роль играли также  традиции и обычаи.

Все заметные события жизни казаков были связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу, а благодарственным — встречали.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы», Важную роль в казачьей семье играла бабушка: муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье.

Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.

Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.

А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.

Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И.Д.Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф.А. Щербины «История Кубанского казачьего войска». Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки: легенды, пословицы и т.д.

 

 А теперь подведём итог нашего урока:

  1. Именно это строение являлось обязательным для казачьей станицы. (Церковь).

 

  1. Именно их организовал в Черномории войсковой священник Кирилл Васильевич Российский. (Школы).

 

  1. Эта заимствованная у адыгов одежда, согласно современной песне, заменяет казаку во степи и подругу, и жену.  (Бурка)

 

  1. Что в казачьих хатах не ставили на землю?(колыбель)

 

  1. Именно это заменяло шифер и в казачьих хатах..  (Солома)

 

  1. Сколько мазок проходило до побелки хаты?(три)
  2. Какова роль библиотеки Межигорского монастыря в создании библиотечных фондов Черномории.(книги составили основу библиотеки Черноморского войскового училища.)
  3. Почему молодые казаки, научившись читать и писать, спешили уйти служить и бросали школу?(умение читать и писать высоко ценилось в армии и дополнительно оплачивалось)

 

 

5.      Выставление оценок

6.      Домашнее задание:  Составить описание любого казачьего праздника или обряда.

Категория: Гребинюк Людмила Алексеевна | Добавил: kolesnik39
Просмотров: 515 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0