Приветствую Вас Гость | Вход | Регистрация

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

ВАЖНО!

Версия для слабовидящих

Онлайн-опрос

Внимание!!! Онлайн-опрос

для получателей образовательных услуг

Уважаемые родители! В МБОУ СОШ №43 проводится онлайн-опрос «Независимая оценка качества образовательной деятельности организации».

  Перейти к опросу >>>     См. результаты

Поиск

Полезные ресурсы

Делимся опытом » Тимошенко Галина Леонидовна


Главная » Делимся опытом » Тимошенко Галина Леонидовна

Родительское собрание на тему «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Скачать с сервера (49.5 Kb) 08.03.2015, 18:32

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.

Задачи:

  • обсудить проблему плохой успеваемости;
  • ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости;
  • помочь в поиске способов повышения успеваемости учащихся.

Ход собрания

Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, форсированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе и школе.

Приготовить листочки с оценками для ознакомления родителей, тетради, альбомы для рисования, поделки, изготовленные на уроках труда.

Изучить межличностные отношения методом социометрии. С помощью социометрического метода можно определить степень сплочённости группы, привлекательность одного человека для другого, выяснить позицию каждого ученика, узнать о существовании подгрупп внутри группы.

Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей (дополнительный материал смотри в приложении).

 

  1. Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости учащихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребёнок учится слабо?

(на собрание родителей необходимо рассадить в круг, лицом друг к другу)

Родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребёнку по поводу учёбы.

Продолжить собрание можно уже сидя за партами.

  1. Классный руководитель. Неуспевающих учеников можно распределить на три категории:
    • те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
    • те, кто и не могут, и не хотят;
    • те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребёнку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребёнка.

Почему же учиться трудно? Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребёнка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка.

  1. У ребёнка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3.  Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей. Заикание.
  7. Специфические расстройства. Например, дислексия -  такому ребёнку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройства счёта. Дисграфия – трудности при овладении письмом.
  8. Нарушения зрения, слуха.
  9.  Преобладание у ребёнка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
  10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Затем родители обсуждают в группах вопрос «Почему дети могут, но не хотят учиться?»

Классный руководитель. Сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

  • Дети совершенно не знают, для чего они должны учиться.
  • Наши дети не такие, какими были мы.

Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15 – 20 лет назад туманное понятие какого-то долга (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и всё! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен - учиться». И за этим парадоксальным утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чём идёт речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется, «с порога».

  • Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (часто гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своём не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5 – 6 лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.
  • Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одарённые дети, - это отсутствие интереса к учёбе. Им попросту не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребёнок действительно одарён) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребёнка. Вернётся интерес к учёбе – вернётся и успеваемость.
  • Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребёнок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребёнок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, всё время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришёл новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребёнок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
  • Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребёнка наладить адекватные взаимоотношения с одноклассниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно оттого, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребёнок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребёнку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чём можно обвинить его самого.
  • Иногда причиной учёбы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребёнка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребёнка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».

В учёбе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребёнок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что границы его мира  не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребёнок как бы заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок всё равно никуда не денутся».

3. Родители обсуждают проблему. Мнение родителей выслушиваются, принимаются.

Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить её усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьникам сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, всё ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

  1. Классный руководитель. Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счёте - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Нужно объяснять на доступных ребёнку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Возможное решение собрания.

  1. Обсудить причины неуспеваемости ребёнка с членами семьи.
  2. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

 

Категория: Тимошенко Галина Леонидовна | Добавил: kolesnik39
Просмотров: 991 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0